Если вы считаете себя очень коммуникабельным, попробуйте у кого-нибудь взять интервью – ваша самоуверенность быстро пройдет.
Интервью – это не просто расшифровка чужого монолога, это записанный буквами диалог, где вы – человек, заставляющий рассказать своего собеседника о самом интересном, что есть в его жизни. Даже самый талантливый автор быстро приедается – но не стоит терять читателя, просто позвольте в вашем тексте говорить кому-то другому.
Слова вашего собеседника на голову лучше ваших: эти реплики будут живыми, по делу. В чужих словах – своя интонация, свои особенности построения фразы; вам нужно передать особенности южного или среднерусского говора, характерное пришепетывание балтийский городов или «оканье» Повольжья; передать речь наполненную терминологией, если она имела место быть. Позвольте интервьюируемому говорить с вашим читателем напрямую, без вашего участия.
Интересно о скучном
Интересность интервью заключается не в заголовке, а в количестве используемых внутри вашей статьи цитат. Чем больше вы вставите дословных реплик вашего собеседника, тем более живым и интересным получится текст, даже если он про таганрогский муниципалитет. Конечно, страшно начинать писать статью про историю очередного памятника – тут бы не начать храпеть прям в лицо человеку. Что делать в этом случае?
Будьте смелее: вы справитесь с этой задачей и выдадите качественный материал, если возьмете интервью у человека, который горит своей работой. Человек, занимающийся уборкой твердых бытовых отходов и твердо знающий о своей пользе обществу, будет для вас настоящим бриллиантом, нежели скучающий на своей службе хирург. За каждой свалкой скрывается политик, желающий эту свалку закрыть, а за каждым памятником – человек, делом жизни которого является перенос этого памятника в другое место. Позвольте этим героям поведать свои Печальные и Грустные Истории вашим читателям, и вам воздастся.
С чего начнем-с?
Перед интервью необходимо решить, у кого именно вы его будете брать. Брать интервью у своего друга – идея отвратительная. Вряд ли он может рассказать о чем-то волнующем и интригующем. Тут надо выбирать не личности, а скорее профессии: интервью даже с очень зажатым патологоанатомом будет априори интереснее, нежели интервью с самым харизматичным и безработным Колей. Подумайте сами: о чьей бы работе вы бы хотели узнать больше? В мире огромное количество профессий, о которых можно говорить часами: браконьеры (интервью можно брать и без имен, ага), сотрудники ДПС, пожарные, ветеринары, машинисты поездов. Сокровищем являются очень редкие профессии, производители курительных трубок, например. Тут, правда, есть небольшой нюанс: если деятельность вашего собеседника среднего обывателя не затрагивает, то интервью просто не найдет своих читателей: беседа менеджера по закупке сухих строительных смесей в строительной компании вряд ли будет интересной. Можно просто посмотреть, сколько на высоких должностях женщин, и провести интервью в стиле: «Как такая хрупкая женщина – и прокурор Крыма?».
Любое ваше интервью будет лучше предыдущего. Я никогда не испытывал большую неловкость, чем когда брал свое первое интервью у владельца кофейни в нашем городе. На самом деле, рутины и чисто механических действий тут больше, нежели какого-то таланта или способностей. Да, надо умело задавать вопросы, переспрашивать и уточнять, чтобы описываемая человеком картинка была сочной, яркой и подробной, но это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. С течением времени вы научитесь чувствовать, когда надо переспросить, когда стоит помолчать, а когда и вообще прекратить разговор.
И будьте готовы к тому, что большинство ваших собеседников будут не самыми приятными в общении людьми.
Орудия для пыток
Уильям Зинсер считает, что лучший инструмент для интервьюера – это листик и ручка. «Будь готов! – Всегда готов!», — вот какой девиз должен быть у писателя. Я не могу не согласиться с ним, добавив, что хорошим решением является и использование цифрового диктофона. Несмотря на то, что Уильям относится к диктофонам с большим скепсисом, я считаю, что это наиболее удобный способ брать интервью. Расшифровка записей, безусловно, достаточно сильно утомляет, но как показывает практика, здесь спасает высокая скорость набора. У среднего копирайтера скорость набора достаточная, чтобы в черновую записать речь собеседника – а большего и не надо. Все равно все придется перекраивать и переделывать.
Листок с карандашом вам точно не поможет при беседе с чиновником, который будет бросать вам в лицо цифрами, статистикой и фамилиями – вы просто не сможете успеть записать все ручкой или карандашом, а сократить не получится. К тому же, современные диктофоны – достаточно компактные и долгоживущие устройства, которые точно не оттянут ваш карман. Да и стоят они недорого. Лично я пользуюсь Sony ICD-PX333.
Перед использованием диктофона убедитесь в полном заряде аккумулятора и в наличии свободного места в памяти. Обжигался на этих двух пунктах неоднократно.
При расшифровке пользуйтесь таким проигрывателем аудиофайлов, который позволяет изменять скорость воспроизведения без изменения высоты тона голоса. Некоторые дикторы утомительно медленно говорят (например, Анатолий Вассерман), и их речь можно комфортно слушать только на удвоенной скорости. Люди с юга России, наоборот, склонны говорить очень быстро и неразборчиво, тут сильно поможет возможность воспроизведения файла на скорости 0,7-0,8x.
Если у вас диктофона нет, и вы хотите нагнать на себя умный вид и использовать непременно ручку с бумагой, то в этой случае подготовьте вторую ручку. Если используете карандаш, то возьмите несколько – никто не будет ждать, пока вы наточите свой инструмент: пока вы производите карандашную стружку в пепельницу, ваш собеседник может сказать что-то важное и интересное.
Никогда не полагайтесь на память.
Перед интервью лучше немного пообщаться с человеком на отвлеченные темы, познакомиться и уйти от стрессовой ситуации. Если перед человеком сразу же положить диктофон после приветствия, это может несколько напугать даже самого смелого персонажа. Стоит завоевать доверие человека, перед тем, как начать конспектировать его мысли.
И, конечно, человека необходимо хорошо знать с его официальной стороны. Если это политик – узнать, сколько процентов голосов он получил в своем округе, если это врач – что он заканчивал и как давно работает. Вам следует как можно более тщательно изучить как саму персону, так и его деятельность, чтобы не задавать откровенно глупых вопросов и не казаться профаном. Человек естественно начнет раздражаться, если вы не знаете каких-то очевидных фактов – его должности, сферы его ответственности, смысла его работы.
«На интервью со звездой необходимо приходить подготовленными!». Филипп Киркоров.
В процессе
Всегда стоит составлять список вопросов: с подготовленных вопросов можно начать вести беседу, его можно использовать, когда какая-то тема уже себя исчерпала. Нет ничего более полезного, чем этот список во время смерти вашей фантазии прямо посередь диалога. Притом просто идти по списку этих вопросов не просто не обязательно – это делать ни в коем случае нельзя! Стоит пояснять, уточнять и переспрашивать. Если вам интересно то направление, в котором развивается ваша беседа – забудьте про свои вопросы и спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте.
Не стоит переживать, что вы лезете человеку в душу или проявляете бестактность: люди очень рады, когда у них берут интервью, ведь это тот редкий момент, когда они могут почувствовать себя значимыми. Тем более, если это не звезда, а простой человек с улицы. Практически все живут скучной жизнью. День, когда у людей брали интервью, для них уже необычный и запоминающийся. Тем более, когда это первое и, быть может, последнее интервью в их жизни. Нужно быть готовым к тому, что люди будут скованны, неуклюже, будут говорить шаблонами и канцелярией. Это нормально. Встретьтесь с человеком еще раз. И еще раз. Пока разговор не станет приносит удовольствие обоим.
Если вы не успеваете записывать карандашом или ручкой, то просто попросите человека вас подождать, а не превращайте ваши записи в нечитаемое месиво из букв и сокращений.
Написание
Если вы пользовались карандашом или ручкой, то первое, что необходимо сделать по приходу домой – это переписать все свои материалы. Некоторые вещи, которые кажутся сейчас очевидными, уже завтра превратятся просто в бессмысленный набор слов. Притом такая первичная обработка не должна приводить к тому, что часть информации окажется утраченной. В процессе этой обработки станет ясно, что половина записанной информации – откровенный мусор, который не нужен и не важен. Вторая часть будет состоять из повторов одних и тех же тезисов, просто сказанных разными словами. Вам необходимо сохранить лишь мякотку – удачные сравнения, словосочетания и фразы. Вам важно сохранить личность вашего спикера, а не пересказывать своими словами его ответы. Переживать по этому поводу не стоит – мусор все равно придется кому-то убирать, так зачем же это делать читателю?
Насколько сильно можно резать ответы собеседника? Тут вам ответа точного никто не даст. Ваша задача – быть одновременно честным и кратким. Вы должны максимально точно передать его позицию и осветить по факту все, что он сказал. Если человек рассматривает какой-то феномен с нескольких сторон, то вам также стоит рассказать обо всех трех сторонах медали. В противном случае вы просто вырвете его фразу из контекста, а это – прямое вранье и искажение его речи. Помните, что на кону стоит репутация вас и вашего собеседника.
Стоит позаботиться и о читателе. Во время диалога нить разговора может сильно штормить: его будет кидать из стороны в сторону. Если просто расшифровать этот поток сознания на бумагу, то читатель просто не будет читать витиеватые словосочетания вашего собеседника, которые так интересно было слушать! Посторонние истории, замечания и пояснения лучше оставить в стороне, или в постскриптуме. Вам важно передать главное, а второстепенное отсеять.
Не стоит бояться моделировать разговор. Если в конце беседы человек сказал острую фразу, которая идеально подчеркнет мысль, высказанную в начале – переместите эту фразу в начало. Одна фраза должна подхватывать другую, чтобы мысль плавно перетекала от тезиса к тезису. Безусловно, вы немного погрешите против истины – но так ли это важно, если материал стало удобнее воспринимать?
Стараясь быть аккуратным и честным по отношению к репликам автора, вы можете нарваться на другую ловушку: то, что на слух воспринималось нормально и понятно, в печатном виде превращается в бессмысленный набор букв. Здесь вы можете либо переписать его фразу целиком (убедившись, что не перевираете смысл), либо просто связаться с интервьюером по телефону или через социальные сети, чтобы уточнить тот или иной момент. Нет ничего постыдного в том, чтобы попросить человека высказать свои мысли в несколько другой, более аккуратной форме. Если даже вам что-то непонятно, то что говорить о читателе?
В начале статьи стоит написать, почему о герое вашего интервью вообще стоит читать. Достоин ли он времени вашего читателя? Уверен, что да – так напишите же об этом. Вам стоит найти баланс между тем, как представляется этот человек, и тем, кем он является на самом деле, чтобы и человека не сильно обидеть, и чтобы оды лишние ему не петь.
При самом написании нужно умело разбавлять реплики автора своими вставками – читать монологи очень утомительно. Но не стоит разбивать речь автора графоманией типа «И тут он закурил и посмотрел на вечерний город». Такая безвкусица не только не несет никакой полезной нагрузки, но еще и вызывает закономерное раздражение. Не прерывайте чужую речь только для того, чтобы ее прервать: поясните слова спикера какими-нибудь фактами, цитатами других людей, собственным мнением.
Если вы хотите привести цитату, то не тяните кота за рога, начинайте прямо с нее:
Плохая версия
По словам Натальи Кузьминичны, «в последнее время классическая музыка перестала быть такой популярной, в моде только денс да поп».
Хорошая версия
«Классическая музыка уже не популярна, — сказала Наталья Кузьминична, — сейчас все слушают денс да поп».
Во втором предложении больше жизни, намного больше, чем в сухом первом. Повествование лучше сразу начинать с чего-то живого, например, с прямой цитаты вашего собеседника. Правда, когда вы разбиваете предложение своей речью, стоит быть осторожным, ведь в противном случае это будет звучать неестественно:
«Классическая музыка, — сказала Наталья Кузьминична, — уже не популярна, сейчас все слушают денс да поп».
Избегайте острого желания поиска синонимов для слова «сказал». Не стоит писать «ухмыльнулся он», «засмеялся он». Если слово «сказал» уж сильно режет слух, то используйте глаголы, которые говорят о смене темпа или стиля разговора: «заметил», «пояснил», «отозвался», «ответил».
Закругляясь
В хорошем интервью никогда не будет написано все то, о чем говорил спикер. В хорошем интервью гарантировано будут отступы от реального течения диалога, будет множество пропусков. Главное, что необходимо знать во время написания интервью – это недопустимость придумывания цитат и реплик, даже в том случае, если бы спикер точно бы это мог сказать. Стоит относиться с чужим репликам с большим уважением и пиететом.
С куда большим, чем к своим.
Оригинал записи